Своим опытом участия в ралли-рейдах делится один из главных долгожителей дисциплины мотоциклист Иван Ли (участвует в ралли/рейдах, кросс-кантри ралли, моторалли) с 2014 года
Какая у вас техника (сейчас и была). Сильные и слабые стороны каждой модели
Сейчас у меня два мотоцикла KTM заводского производства — 450 Rally Replica и KTM 450 EXC. Если выбирать идеальный вариант для мотоцикла, то я однозначно за эндуро 450. Он лёгкий, манёвренный, его легко тюнинговать и ремонтировать. Плюс он дешевле и обслуживается проще — для меня это решающие плюсы.
Мотоциклист в любом случае должен быть в случае чего быть сам себе механиком. Или это необязательно?
Мой подход к гонке зависит от соревнования и от того, еду ли я один на гонку или меня поддерживает команда.
В командном выезде (с механиком) — беру всё возможное. На «Золото Кагана», к примеру, загружаю автобус/прицеп под завязку: от мелких запчастей до ручного шиномонтажа. Принцип: «Лучше взять лишнее, чем не взять нужное».
На спецучасток — только самое необходимое:
Почему так? Если поломка критична (например, двигатель), ремонтировать его на трассе бессмысленно. Для мелких сбоев важнее навык быстрой диагностики (особенно проводки) и умение оценить, насколько проблема повлияет на заезд.
Важные нюансы:
Топливо: обычно 95‑й бензин, масло — по выбору бренда.
Муссы: только Michelin (проверенный вариант). Опыт с Metzeler оказался неудачным — развалились за один спецучасток.
Подготовка мотоцикла: стараюсь выходить на гонку с новой или идеально обслуженной техникой, поэтому не беру запчасти на спецучасток — уверен в надёжности.
В командном выезде (с механиком) — беру всё возможное. На «Золото Кагана», к примеру, загружаю автобус/прицеп под завязку: от мелких запчастей до ручного шиномонтажа. Принцип: «Лучше взять лишнее, чем не взять нужное».
На спецучасток — только самое необходимое:
- изотоник и гели для поддержания энергии;
- стяжки и скотч для экстренного ремонта.
Почему так? Если поломка критична (например, двигатель), ремонтировать его на трассе бессмысленно. Для мелких сбоев важнее навык быстрой диагностики (особенно проводки) и умение оценить, насколько проблема повлияет на заезд.
Важные нюансы:
Топливо: обычно 95‑й бензин, масло — по выбору бренда.
Муссы: только Michelin (проверенный вариант). Опыт с Metzeler оказался неудачным — развалились за один спецучасток.
Подготовка мотоцикла: стараюсь выходить на гонку с новой или идеально обслуженной техникой, поэтому не беру запчасти на спецучасток — уверен в надёжности.
Тренировки
Моя подготовка строится так:
Навигация. Не тренирую отдельно — отрабатываю непосредственно на гонке. Умение ориентироваться в пространстве либо есть, либо его нужно нарабатывать практикой.
Мотоциклетные тренировки. Основной акцент на езде: мотокросс, выезды, иногда кросс‑кантри (включая длительные сессии по несколько часов).
Тренировки в Дубае. Сейчас занимаюсь преимущественно в песках. Это универсальная практика: совмещаю мотокросс, эндуро, кросс‑кантри и работу с песчаным рельефом.
Зал. Посещаю обычный фитнес‑клуб. В отличие от тех, кто увлекается кроссфитом, предпочитаю базовые нагрузки.
Навигация. Не тренирую отдельно — отрабатываю непосредственно на гонке. Умение ориентироваться в пространстве либо есть, либо его нужно нарабатывать практикой.
Мотоциклетные тренировки. Основной акцент на езде: мотокросс, выезды, иногда кросс‑кантри (включая длительные сессии по несколько часов).
Тренировки в Дубае. Сейчас занимаюсь преимущественно в песках. Это универсальная практика: совмещаю мотокросс, эндуро, кросс‑кантри и работу с песчаным рельефом.
Зал. Посещаю обычный фитнес‑клуб. В отличие от тех, кто увлекается кроссфитом, предпочитаю базовые нагрузки.
Экипировка
Я использую:
шлемы — Troy Lee Designs, Alpinestars Tech 10 либо SIDI Crossfire;
защиту спины — Alpinestars 4 Pad с airbag (сейчас вышла новая модель — не «черепаха», а панцирь для мотокросса, тоже с airbag и защитой ладони);
форму — чаще Alpinestars либо брендированную KTM (иногда Trooper или Design — это мой любимый бренд);
ботинки — Alpinestars Tech 10 либо SIDI Crossfire.
Это мой базовый набор, но сейчас столько брендов, что у всех экипировка получается «разношёрстная».
Что брать на гонку, отдельный вопрос. Составить универсальный список нереально. Я стараюсь брать минимум одежды, как показывает практика, большинство не используется.
Остальное — стулья, раскладушки, массажные кресла и прочее — пока не для меня. У меня нет такого автобуса, как у Илюхи Щеглова, чтобы возить с собой всё подряд.
шлемы — Troy Lee Designs, Alpinestars Tech 10 либо SIDI Crossfire;
защиту спины — Alpinestars 4 Pad с airbag (сейчас вышла новая модель — не «черепаха», а панцирь для мотокросса, тоже с airbag и защитой ладони);
форму — чаще Alpinestars либо брендированную KTM (иногда Trooper или Design — это мой любимый бренд);
ботинки — Alpinestars Tech 10 либо SIDI Crossfire.
Это мой базовый набор, но сейчас столько брендов, что у всех экипировка получается «разношёрстная».
Что брать на гонку, отдельный вопрос. Составить универсальный список нереально. Я стараюсь брать минимум одежды, как показывает практика, большинство не используется.
Остальное — стулья, раскладушки, массажные кресла и прочее — пока не для меня. У меня нет такого автобуса, как у Илюхи Щеглова, чтобы возить с собой всё подряд.
Команда. Обязательно ли наличие, кого точно нужно брать с собой на гонку (механик, менеджер, SMM, жена, ...)
Конечно, напарник нужен как минимум для того, чтобы перегнать машину или быть водителем. Если перед гонкой два дня ехать за рулём, то на самой гонке будешь уже не в лучшей форме: выматываешься, устаёшь. Поэтому напарник — обязательно.
Что касается менеджеров и прочих специалистов — тут всё зависит от того, как ты себя позиционируешь и какая у тебя команда. Я обычно беру с собой механа. Он у меня и водитель, и механик — универсальный специалист.
Что касается менеджеров и прочих специалистов — тут всё зависит от того, как ты себя позиционируешь и какая у тебя команда. Я обычно беру с собой механа. Он у меня и водитель, и механик — универсальный специалист.
Техничка. Сервис.
Знаете, как это обычно бывает? Сначала «на что денег хватило». Я вот прицеп брал, грузил туда самое необходимое. Сейчас у меня автобус — и это совсем другой уровень. В нём есть всё: и компрессор, и место, где поспать, и чайник, и холодильник, и куча всякой полезной мелочи.
Почему так много всего? Ну, если гонка рядом с городом, то это проще. Опять же, если что-то забыл, то можно, конечно, что‑то попросить у других команд. Но со временем это надоедает. Хочется быть самостоятельным, чтобы ни от кого не зависеть.
Мой Mercedes Sprinter длинный, это просто находка: влезает 2–3 мотоцикла и остаётся масса места под снаряжение. Для мотокросса и подобных соревнований это, наверное, золотой стандарт.
Почему так много всего? Ну, если гонка рядом с городом, то это проще. Опять же, если что-то забыл, то можно, конечно, что‑то попросить у других команд. Но со временем это надоедает. Хочется быть самостоятельным, чтобы ни от кого не зависеть.
Мой Mercedes Sprinter длинный, это просто находка: влезает 2–3 мотоцикла и остаётся масса места под снаряжение. Для мотокросса и подобных соревнований это, наверное, золотой стандарт.
Как / в чем ралли-рейд переключается с другими мотодисциплинами
Если подумать, общее у всех гонок только одно — все едут на мотоцикле. А вот дальше начинаются различия.
Возьмём наши гонки. Тут куча нюансов:
А теперь сравните с другими форматами:
Классическое эндуро (не у нас в России): правил тоже много, но они другие по духу.
Кросс‑кантри: вот это ближе к нашему формату. Там тоже: гонки по пересечёнке и высокая скорость.
Но есть отличия:
трассы чётко обозначены — не надо мучиться с навигацией;
нет требований вроде ноутбуков или спецснаряжения.
В итоге наш формат — это такой «микс» скорости, бездорожья и бюрократии. Даже кросс‑кантри не копирует его полностью.
Возьмём наши гонки. Тут куча нюансов:
- правила — как минное поле: неопытный участник сразу теряется;
- можно получить штраф ещё до старта — и это шокирует новичков («Да я ещё даже не выехал!»);
- масса «подводных камней» в требованиях (КПС, отметки и т. п.).
А теперь сравните с другими форматами:
Классическое эндуро (не у нас в России): правил тоже много, но они другие по духу.
Кросс‑кантри: вот это ближе к нашему формату. Там тоже: гонки по пересечёнке и высокая скорость.
Но есть отличия:
трассы чётко обозначены — не надо мучиться с навигацией;
нет требований вроде ноутбуков или спецснаряжения.
В итоге наш формат — это такой «микс» скорости, бездорожья и бюрократии. Даже кросс‑кантри не копирует его полностью.
Подвеска. Особенности подгона под ралли-рейды
С подвеской — очень сложный вопрос. Многие в этом вообще не разбираются. Часто гонщики (особенно не раллисты) не понимают, как работает подвеска,
как её настраивать, как чувствовать мотоцикл и давать обратную связь тому, кто настраивает.
Чтобы это освоить, нужно не один год заниматься мотокроссом и очень хорошо «слышать» свой байк.
Я уверен: большинство едет «как из магазина» — покрутили что‑то, показалось, что нормально. На деле же всё гораздо сложнее. Даже я, несмотря на большой опыт, иногда не могу понять: «А работает ли она вообще?!»
Поэтому я обращаюсь в московский филиал компании VIP Suspension. Они настраивают мою вилку VIP (которую я у них же купил), при этом учитывая мои параметры: взвешиваюсь в экипировке и без, подбираю пружины под вес. Делают всё «как в книге» — чтобы на больших скоростях подвеска работала идеально.
как её настраивать, как чувствовать мотоцикл и давать обратную связь тому, кто настраивает.
Чтобы это освоить, нужно не один год заниматься мотокроссом и очень хорошо «слышать» свой байк.
Я уверен: большинство едет «как из магазина» — покрутили что‑то, показалось, что нормально. На деле же всё гораздо сложнее. Даже я, несмотря на большой опыт, иногда не могу понять: «А работает ли она вообще?!»
Поэтому я обращаюсь в московский филиал компании VIP Suspension. Они настраивают мою вилку VIP (которую я у них же купил), при этом учитывая мои параметры: взвешиваюсь в экипировке и без, подбираю пружины под вес. Делают всё «как в книге» — чтобы на больших скоростях подвеска работала идеально.
Для чего вам нужны гонки
Для меня гонки — это прежде всего путешествие. Не просто отдых от реальности, а полное выключение из неё. В тот момент, когда ты на трассе, в голове нет места для повседневных проблем, бесконечных списков дел и тревожных мыслей. Всё это куда‑то исчезает.
Остаётся только одна задача — доехать до финиша. И в этом простом, на первый взгляд, желании сконцентрировано всё: твоё внимание, силы, воля. Ты не думаешь о вчерашнем конфликте или завтрашних планах — ты здесь и сейчас. Трасса, мотоцикл, дыхание, ритм колёс. Ничего лишнего.
И это невероятно освобождает.
Остаётся только одна задача — доехать до финиша. И в этом простом, на первый взгляд, желании сконцентрировано всё: твоё внимание, силы, воля. Ты не думаешь о вчерашнем конфликте или завтрашних планах — ты здесь и сейчас. Трасса, мотоцикл, дыхание, ритм колёс. Ничего лишнего.
И это невероятно освобождает.