Своим опытом участия в ралли-рейдах, советами для новичков делится постоянный участник зачетов МОТО Илья Щеглов
Илья Щеглов, победитель Alpha Race 2025 в зачете МОТО
Победитель ралли-марафона "Шелковый путь" 2023
Обладатель Кубка России по моторалли 2025 / кросс-кантри ралли 2024
Чемпион России 2024 по кросс-кантри-ралли
Следите за участием Ильи DOC32 Щеглова в социальных сетях
Вконтакте
Техника.
Какая у вас техника (сейчас и была). Сильные и слабые стороны каждой модели.
Какая в вашем представлении является идеальной моделью (из серии "я бы купил")
Какая в вашем представлении является идеальной моделью (из серии "я бы купил")
У меня на данный момент аводской подготовленный мотоцикл Husqvarna FR450 Rally. Да, у него есть плюсы, но и минусы серьёзные — стоит дорого, тяжёлый. Наверно, в реалиях сегодняшних российских ралли-рейдов он не имеет смысла. Этот байк создан для пустыни, высоких скоростей, прыжков. В наших гонках такого почти нет, и его сильные стороны просто не работают.
Что тогда брать? Я бы посоветовал лёгкий эндуро‑мотоцикл.
Дешевле: и сам мотоцикл, и его доработка.
Проще: куча недорогих решений, ничего «колхозного» придумывать не надо.
Практичнее: не нужны ни огромные баки, ни сложные «башенные» системы (с новыми приложениями роадбуки, например, уже постепенно уходят в прошлое).
Ещё пара важных моментов. Во-первых, у нас гонки короткие, круговые — всегда можно дозаправиться. Если вдруг нужен больший запас хода, ставится готовый недорогой дополнительный бак. Всё уже придумано до нас.
Я даже думаю в следующем году перейти на лёгкий эндуро, потому что на ралли‑реплике
ездить тяжелее, управлять сложнее, содержать в 100 раз дороже.
Так что для новичков и даже опытных гонщиков лёгкий эндуро — самое то. А если есть вопросы — всегда можно спросить у тех, кто в теме. Мы открыты к общению!
Что тогда брать? Я бы посоветовал лёгкий эндуро‑мотоцикл.
Дешевле: и сам мотоцикл, и его доработка.
Проще: куча недорогих решений, ничего «колхозного» придумывать не надо.
Практичнее: не нужны ни огромные баки, ни сложные «башенные» системы (с новыми приложениями роадбуки, например, уже постепенно уходят в прошлое).
Ещё пара важных моментов. Во-первых, у нас гонки короткие, круговые — всегда можно дозаправиться. Если вдруг нужен больший запас хода, ставится готовый недорогой дополнительный бак. Всё уже придумано до нас.
Я даже думаю в следующем году перейти на лёгкий эндуро, потому что на ралли‑реплике
ездить тяжелее, управлять сложнее, содержать в 100 раз дороже.
Так что для новичков и даже опытных гонщиков лёгкий эндуро — самое то. А если есть вопросы — всегда можно спросить у тех, кто в теме. Мы открыты к общению!
Мотоциклист в любом случае должен быть в случае чего быть сам себе механиком. Или это необязательно?
Скажу прямо: мотоциклисту не обязательно быть механиком. Современные эндуро‑мотоциклы надёжные. Даже байк 2–3 года от роду способен выдержать серьёзные нагрузки. Ралли‑реплики, конечно, прочнее — у них запас прочности во всех узлах больше. Но это нужно для марафонов по 10 000 км. В наших ралли‑рейдах такая избыточность ни к чему.
Если вдруг что‑то сломалось на гонке — не беда. Всегда найдутся ребята, которые помогут.
Есть один важный момент: за мотоциклом нужно ухаживать, его надо хорошо мыть (и спортсмен должен быть очень хорошим мойщиком));
Что касается текущего обслуживания в течение гонки, то оно простейшее. Замена масла и воздушного фильтра - ну тут ребенок справится. Поэтому нет, механиком быть не обязательно и даже не нужно. Нужно быть хорошим пилотом, чтобы не ушатать мотоцикл.
Если вдруг что‑то сломалось на гонке — не беда. Всегда найдутся ребята, которые помогут.
Есть один важный момент: за мотоциклом нужно ухаживать, его надо хорошо мыть (и спортсмен должен быть очень хорошим мойщиком));
Что касается текущего обслуживания в течение гонки, то оно простейшее. Замена масла и воздушного фильтра - ну тут ребенок справится. Поэтому нет, механиком быть не обязательно и даже не нужно. Нужно быть хорошим пилотом, чтобы не ушатать мотоцикл.
Тренировки.
- физика (занятия на выносливость + силовые тренировки в зале, развитие координаций)
- тренировки перед выездом
- тренировка в навигации
- тренировки перед выездом
- тренировка в навигации
Как правило, выходя на старт гонки, участник уже имеет опыт управления мотоциклом. Где‑то на даче катались, в лесу ездили — значит, базовое понимание есть. Первые разы будет тяжело, конечно, но организм быстро привыкает.
Я считаю, что лучшие тренировки — это сами гонки. Чем больше ездишь, тем лучше справляешься. Для новичка дополнительные занятия в зале не обязательны. А вот если вы уже опытный — да, прокачаете выносливость, будете ехать быстрее. Но это уже «надстройка», а не база.
Что действительно стоит прокачать перед стартом, так это знания по чтению дорожной книги. Это не просто «чтобы не заблудиться». Это про безопасность! Все мои падения и аварии случились потому, что я плохо изучил книгу.
Вот пример: я впервые поехал на «Шелковый путь» без особой подготовки. В целом справился, но если бы заранее глянул условные знаки, был бы ещё шустрее. Потратьте время на изучение символов — сэкономите нервы и секунды на трассе.
Помните: гонки — это тренировка, не надо ставить во главу угла медали. Участвуйте, набивайте шишки, учитесь — и тогда результат придёт сам.
Я считаю, что лучшие тренировки — это сами гонки. Чем больше ездишь, тем лучше справляешься. Для новичка дополнительные занятия в зале не обязательны. А вот если вы уже опытный — да, прокачаете выносливость, будете ехать быстрее. Но это уже «надстройка», а не база.
Что действительно стоит прокачать перед стартом, так это знания по чтению дорожной книги. Это не просто «чтобы не заблудиться». Это про безопасность! Все мои падения и аварии случились потому, что я плохо изучил книгу.
Вот пример: я впервые поехал на «Шелковый путь» без особой подготовки. В целом справился, но если бы заранее глянул условные знаки, был бы ещё шустрее. Потратьте время на изучение символов — сэкономите нервы и секунды на трассе.
Помните: гонки — это тренировка, не надо ставить во главу угла медали. Участвуйте, набивайте шишки, учитесь — и тогда результат придёт сам.
Экипировка
- список обязательный
- список рекомендуемый
- отдельно список вещей на гонку (бивуак)
- шлем. Личный выбор модели, почему
- список рекомендуемый
- отдельно список вещей на гонку (бивуак)
- шлем. Личный выбор модели, почему
Ничего суперспециального приобретать для участия в ралли-рейде не надо. Берёте обычную мотоциклетную, но с одним важным нюансом: защита должна быть серьёзнее, чем для мотокросса.
Напомню обязательный список
И ещё момент: вся эта защита, как и ралли‑реплики, — дорогая и тяжёлая, но экономить тут нельзя. Безопасность — не та статья расходов, на которой стоит срезать углы.
Что еще важно в экипировке
Запас одежды: так как гонки идут несколько дней, надо брать несколько комплектов штанов и курток. Защита может быть одна, а вот «верх» лучше менять — иначе быстро придёт в негодность.
Что обязательно надеть?
● Куртку с рукавами — плотную, дорожную или гоночную.
● Кроссовые штаны — обычные, как для эндуро.
Не надо гнаться за дорогими вещами. Экипировка всё равно быстро изнашивается — пыль, грязь, падения делают своё дело. Можно взять нормальную эндуро‑куртку за 3–4 тысячи рублей, её хватит, переплачивать смысла нет: функционал тот же, а износ неизбежен.
Напомню обязательный список
- шлем,
- перчатки,
- сапоги,
- наколенники,
- черепаха
- защита локтей,
- защита шеи
И ещё момент: вся эта защита, как и ралли‑реплики, — дорогая и тяжёлая, но экономить тут нельзя. Безопасность — не та статья расходов, на которой стоит срезать углы.
Что еще важно в экипировке
Запас одежды: так как гонки идут несколько дней, надо брать несколько комплектов штанов и курток. Защита может быть одна, а вот «верх» лучше менять — иначе быстро придёт в негодность.
Что обязательно надеть?
● Куртку с рукавами — плотную, дорожную или гоночную.
● Кроссовые штаны — обычные, как для эндуро.
Не надо гнаться за дорогими вещами. Экипировка всё равно быстро изнашивается — пыль, грязь, падения делают своё дело. Можно взять нормальную эндуро‑куртку за 3–4 тысячи рублей, её хватит, переплачивать смысла нет: функционал тот же, а износ неизбежен.
Команда. Обязательно ли наличие, кого точно нужно брать с собой на гонку (механик, менеджер, SMM, жена, ...)
Крайне не рекомендую брать с собой на гонку жену, подругу, ничего хорошего из этого не выйдет. Мы их очень любим, но они в любом случае будут требовать внимания, а это отвлекает. Ты же не можешь бросить любимую на произвол, неосознанно будешь уделять ей внимание в силу своего воспитания. И вот на гонке это точно не нужно. И им с нами на гонке абсолютно не интересно, как бы они ни старались делать вид, что им классно. Соревнование - это минимум комфорта, точнее, его отсутствие, ну и зачем женщине это все нужно? Они красивые, нежные, вкусно пахнут, но они для другого созданы, нечего им делать на этих мероприятиях.
Многие думают: «Вот возьму механика, команду — будет проще». На деле для мотоцикла механик — это роскошь. Обслуживание несложное, можно справиться самому. Команда? Да, приятно, когда есть друзья рядом. Но для старта они не нужны. Хочешь сделать хорошо — делай сам.
Многие думают: «Вот возьму механика, команду — будет проще». На деле для мотоцикла механик — это роскошь. Обслуживание несложное, можно справиться самому. Команда? Да, приятно, когда есть друзья рядом. Но для старта они не нужны. Хочешь сделать хорошо — делай сам.
Психология подготовки к гонке. Многие говорят "мы не спортсмены", мы так, покататься для души. Когда / какая причина "переключения на спорт"
Когда ты выходишь на уровень «Шелкового пути» или подобных марафонов, быстро понимаешь: тут мало одной физической подготовки. Высокие ставки, серьёзный риск, многодневные нагрузки — если морально не готов, легко наломать дров. Я через это проходил, знаю по себе.
Учился я не по книжкам, а прямо на трассе. Третий год в ралли-рейдах, два полноценных сезона — и всё через пробы и ошибки. Причём именно свои: оказалось, что у других не так много готового опыта, которым можно поделиться. Так что сейчас уже сам охотно делюсь тем, что наработал.
Многие считают: «Держи секреты при себе, не выращивай конкурентов». А мне, наоборот, кайфово, когда другие быстрее приходят к результату. Я помогаю ребятам с мотоциклами, консультирую по запчастям, рассказываю, где сам споткнулся, чтобы они не повторяли моих ошибок. Это как проложить тропинку: идёшь и заранее предупреждаешь, где кочки и ямы.
А знаете, как вообще всё начинается? Сначала просто интересно: «А что это за ралли‑рейды?» Потом пробуешь — и втягиваешься. Вкладываешь время, деньги, силы. Получаешь первые результаты — и вдруг осознаёшь: «Ого, это уже не просто увлечение — это спорт!»
Вот в этом переходе и кроется главное отличие. Когда это хобби — ты катаешься для удовольствия, без особой системы. А когда это спорт — включается другая психология. Ты уже ставишь цели, учишься держать удар, анализируешь ошибки не эмоционально, а как часть тренировочного процесса.
Учился я не по книжкам, а прямо на трассе. Третий год в ралли-рейдах, два полноценных сезона — и всё через пробы и ошибки. Причём именно свои: оказалось, что у других не так много готового опыта, которым можно поделиться. Так что сейчас уже сам охотно делюсь тем, что наработал.
Многие считают: «Держи секреты при себе, не выращивай конкурентов». А мне, наоборот, кайфово, когда другие быстрее приходят к результату. Я помогаю ребятам с мотоциклами, консультирую по запчастям, рассказываю, где сам споткнулся, чтобы они не повторяли моих ошибок. Это как проложить тропинку: идёшь и заранее предупреждаешь, где кочки и ямы.
А знаете, как вообще всё начинается? Сначала просто интересно: «А что это за ралли‑рейды?» Потом пробуешь — и втягиваешься. Вкладываешь время, деньги, силы. Получаешь первые результаты — и вдруг осознаёшь: «Ого, это уже не просто увлечение — это спорт!»
Вот в этом переходе и кроется главное отличие. Когда это хобби — ты катаешься для удовольствия, без особой системы. А когда это спорт — включается другая психология. Ты уже ставишь цели, учишься держать удар, анализируешь ошибки не эмоционально, а как часть тренировочного процесса.
Как / в чем ралли-рейд переключается с другими мотодисциплинами
Ну, конечно, корни у всех одни — мотоспорт. Базовые вещи вроде стойки или работы с газом нужны везде. Если вы катались в мотокроссе или эндуро — это плюс. Но не думайте, что без такого опыта в ралли-рейды никак не попасть.
Не техника, а тактика. В кроссах ты летишь по трассе, а в ралли надо думать: куда ехать, сколько топлива осталось, где можно рискнуть, а где лучше сбавить. Ну и к тому же ралли-рейд — это долгое испытание. Это не 10 минут на кроссовой трассе. Это дни в седле, где важно не выложиться в первый же день. Голова важнее мышц. Да, физическая подготовка нужна, но если не умеешь анализировать ситуацию, далеко не уедешь.
Почему кросс может даже мешать? Представьте: вы привыкли прыгать через трамплины и гнать на полную. В ралли-рейде так нельзя! Тут излишняя агрессия становится причиной поломок и ошибок. К тому же кроссовые траектории не работают на бездорожье, а привычка к коротким заездам ломает стратегию на длинных дистанциях.
Можно ли начать с нуля? Конечно! Есть куча примеров, когда люди (в том числе я сам) никогда не занимались мотокроссом, сели на мотоцикл для ралли и добились успеха.
Главное, не бояться учиться и понимать специфику ралли-рейдов.
Что реально важно?
● Стойкость. Чтобы не сойти с дистанции на 3‑й день, когда всё болит, а вокруг грязь и дождь.
● Ум. Чтобы читать дорожную книгу, считать расход топлива, выбирать безопасный маршрут.
● Гибкость. Чтобы вовремя сказать себе: «Стоп, надо поменять план».
Ралли‑рейд — это не «подвид» кросса или эндуро. Это отдельная история, где действительно можно стартовать без опыта.
Мне очень нравится это выражение: в ралли-рейдах можно ехать очень быстро, очень классно и очень красиво, но не в ту сторону. В этом и кайф этой дисциплины для меня: тут много думать надо, а потом уже газовать.
Не техника, а тактика. В кроссах ты летишь по трассе, а в ралли надо думать: куда ехать, сколько топлива осталось, где можно рискнуть, а где лучше сбавить. Ну и к тому же ралли-рейд — это долгое испытание. Это не 10 минут на кроссовой трассе. Это дни в седле, где важно не выложиться в первый же день. Голова важнее мышц. Да, физическая подготовка нужна, но если не умеешь анализировать ситуацию, далеко не уедешь.
Почему кросс может даже мешать? Представьте: вы привыкли прыгать через трамплины и гнать на полную. В ралли-рейде так нельзя! Тут излишняя агрессия становится причиной поломок и ошибок. К тому же кроссовые траектории не работают на бездорожье, а привычка к коротким заездам ломает стратегию на длинных дистанциях.
Можно ли начать с нуля? Конечно! Есть куча примеров, когда люди (в том числе я сам) никогда не занимались мотокроссом, сели на мотоцикл для ралли и добились успеха.
Главное, не бояться учиться и понимать специфику ралли-рейдов.
Что реально важно?
● Стойкость. Чтобы не сойти с дистанции на 3‑й день, когда всё болит, а вокруг грязь и дождь.
● Ум. Чтобы читать дорожную книгу, считать расход топлива, выбирать безопасный маршрут.
● Гибкость. Чтобы вовремя сказать себе: «Стоп, надо поменять план».
Ралли‑рейд — это не «подвид» кросса или эндуро. Это отдельная история, где действительно можно стартовать без опыта.
Мне очень нравится это выражение: в ралли-рейдах можно ехать очень быстро, очень классно и очень красиво, но не в ту сторону. В этом и кайф этой дисциплины для меня: тут много думать надо, а потом уже газовать.
Подвеска. Особенности подгона под ралли-рейды
Когда речь заходит о технической составляющей ралли‑рейдов, подвеска выходит на первый план — и в мотозачёте, и в авто. Именно она, а не мотор и не «навороченность» мотоцикла, становится решающим фактором. Хорошая подвеска позволяет ехать быстрее, увереннее проходить сложные участки и держать высокий темп без потери контроля. Она гасит удары, снижает тряску, бережёт силы пилота и делает поведение мотоцикла предсказуемым на любом покрытии.
В крупных марафонах подвеска работает на пределе: гонщики проводят в седле по 8–10 часов ежедневно на протяжении почти двух недель, а трассы включают песок, камни, грязь и полное бездорожье. В таких условиях нужны усиленные компоненты, индивидуальная настройка и серьёзный запас прочности.
Но если говорить о российских ралли‑рейдах, картина иная. Здесь дистанции короче, рельеф менее экстремальный, а многодневных этапов с десятичасовыми заездами попросту нет. Это значит, что для старта вполне хватит стандартной подвески эндуро‑мотоцикла — при условии, что вы грамотно её настроите.
Настройка начинается с тщательной проверки: нужно убедиться в отсутствии люфтов и подтёков масла, проверить целостность пыльников и сальников, протестировать работоспособность всех регулировок. Далее идёт подбор базовых параметров — преднатяга пружины под ваш вес, скорости сжатия и отбоя под тип покрытия, хода подвески, чтобы избежать «пробоев» на прыжках.
После этого — тестовые заезды. Важно отработать настройки на разных скоростях, прочувствовать, как мотоцикл ведёт себя на кочках, в поворотах и на спусках, и уже по ощущениям скорректировать жёсткость или мягкость.
Со временем, когда вы освоите базовый уровень, можно двигаться дальше: пробовать усиленные амортизаторы с продвинутыми регулировками, изучать тонкую настройку под конкретные трассы, экспериментировать с прогрессивными пружинами или пружинами с переменной жёсткостью.
Главное, понимать: для старта в российских ралли‑рейдах не требуется какая‑то особая сверхдорогая подвеска. Стандартная эндуро‑версия с продуманной настройкой под ваш вес, стиль езды и типичные покрытия (грунт, песок, каменистые участки) даст всё необходимое. В больших марафонах требования выше, но и там успех зависит не от стоимости системы, а от того, насколько она оптимально подобрана под условия и манеру пилотирования. Подвеска — это не про рекордную скорость на коротком отрезке, а про стабильность, контроль и выносливость на всей дистанции.
В крупных марафонах подвеска работает на пределе: гонщики проводят в седле по 8–10 часов ежедневно на протяжении почти двух недель, а трассы включают песок, камни, грязь и полное бездорожье. В таких условиях нужны усиленные компоненты, индивидуальная настройка и серьёзный запас прочности.
Но если говорить о российских ралли‑рейдах, картина иная. Здесь дистанции короче, рельеф менее экстремальный, а многодневных этапов с десятичасовыми заездами попросту нет. Это значит, что для старта вполне хватит стандартной подвески эндуро‑мотоцикла — при условии, что вы грамотно её настроите.
Настройка начинается с тщательной проверки: нужно убедиться в отсутствии люфтов и подтёков масла, проверить целостность пыльников и сальников, протестировать работоспособность всех регулировок. Далее идёт подбор базовых параметров — преднатяга пружины под ваш вес, скорости сжатия и отбоя под тип покрытия, хода подвески, чтобы избежать «пробоев» на прыжках.
После этого — тестовые заезды. Важно отработать настройки на разных скоростях, прочувствовать, как мотоцикл ведёт себя на кочках, в поворотах и на спусках, и уже по ощущениям скорректировать жёсткость или мягкость.
Со временем, когда вы освоите базовый уровень, можно двигаться дальше: пробовать усиленные амортизаторы с продвинутыми регулировками, изучать тонкую настройку под конкретные трассы, экспериментировать с прогрессивными пружинами или пружинами с переменной жёсткостью.
Главное, понимать: для старта в российских ралли‑рейдах не требуется какая‑то особая сверхдорогая подвеска. Стандартная эндуро‑версия с продуманной настройкой под ваш вес, стиль езды и типичные покрытия (грунт, песок, каменистые участки) даст всё необходимое. В больших марафонах требования выше, но и там успех зависит не от стоимости системы, а от того, насколько она оптимально подобрана под условия и манеру пилотирования. Подвеска — это не про рекордную скорость на коротком отрезке, а про стабильность, контроль и выносливость на всей дистанции.
Для чего вам нужны гонки
Для чего нам нужны гонки? Отвечу за себя: во-первых, это эмоции, это испытание себя, какого-то поиска предела своих возможностей. Интересно же, на каком моменте ты сломаешься - морально и физически. Еще поиск своих пределов, иногда даже хочется за них немножко заглянуть. Ну и, наверное, просто любовь к скорости и риску. Это основа.
Выигрывать всегда приятно, но это не главное. Это вот где-то там на восьмом месте все. На девятом, десятом. Мы ездим за эмоциями.
Ралли-рейды на мотоцикле - это очень красиво. Не видел красивее дисциплины (хотя что только не видел, что только не пробовал). Нету красивее гонки - красивее изнутри и красивее эстетически снаружи. Именно мотогонщики. Мотогонщики в ралли-рейдах - это самая красивая дисциплина.
Выигрывать всегда приятно, но это не главное. Это вот где-то там на восьмом месте все. На девятом, десятом. Мы ездим за эмоциями.
Ралли-рейды на мотоцикле - это очень красиво. Не видел красивее дисциплины (хотя что только не видел, что только не пробовал). Нету красивее гонки - красивее изнутри и красивее эстетически снаружи. Именно мотогонщики. Мотогонщики в ралли-рейдах - это самая красивая дисциплина.