Дорожная книга
Дорожная книга (она же ДК, она же роадбук) – неотъемлемая часть ралли-рейдов. Опытные штурманы отличают стили написания, знают почерки наиболее востребованных авторов и могут, даже не выезжая на трассу, найти ошибку. Для новичков же ДК – это набор непонятных символов, цифр и значений, в расшифровке которых мало поможет Google. Ликбез для начинающих и хорошее подспорье для тех, кто уже ездил, но пока без призов, даёт титулованный штурман Кирилл Шубин.
«Дорожные книги организаторы, как правило, готовят в двух видах – рулоны для квадроциклистов и блокноты формата А5 для экипажей в группе SSV. Первое, что нужно сделать после получения ДК, – проверить и пересчитать все страницы, которые есть в книге. При сборке ДК часто бывает, что некоторые страницы повторяются, или же, наоборот, части не хватает; рекомендую на титульном листе подписать стартовый номер вашего экипажа и фамилию штурмана.

Теперь можно непосредственно перейти к работе с дорожной книгой. Нужно прочитать и проверить все позиции, указанные в ДК. В среднем у опытных штурманов это занимает 1-2 часа, новичкам потребуется раза в два больше. Во время движения по спортивной трассе будет гораздо легче и удобнее, если вы пометите важные моменты маркерами различных цветов. Некоторые штурманы используют для обработки дорожной книги 4 цвета, некоторые два, а кто-то вообще может обойтись одним. Это всё индивидуально и зависит только от вашего восприятия. Я привык работать двумя основными цветами – красным и синим, крайне редко применяю третий – зелёный.

Начинать обработку рекомендую со столбцов, в которых указано расстояние между позициями на маршруте. Если расстояние между позициями менее или равно 400 метров, то во время движения со скоростью 100 км/ч вы рискуете уехать не туда. У штурмана будет крайне мало времени, чтобы их прочитать, а у квадроциклистов – принять решение, что делать дальше. Такие позиции лучше заранее выделить красным или розовым цветом, чтобы они бросались в глаза.

Красным цветом подчеркиваю сложные места, указанные в дорожной книге. Например, «яма !!» или «яма !!!» (это опасные участки трассы, при прохождении которых нужно сбросить скорость). Этим же маркером можно обвести стрелки направления движения, чтобы при быстром взгляде на дорожную книгу сразу было понятно, куда ехать. Некоторые штурманы выбирают для обозначения направления маркер другого цвета, но это уже кому как удобно. Если гонка длинная, а времени на обработку дорожной книги мало, то, в принципе, на этом можно остановиться. Я рекомендую глубже прорабатывать дорожную книгу и использовать для этого маркеры другого цвета. Синим я отмечаю для себя важные навигационные моменты, за которые на трассе можно «зацепиться» глазами (ЛЭП, озеро, деревья…). Этим же маркером выделяю курс, если он указан.

Важно не переборщить: если вы будете слишком активно работать маркерами, то превратите дорожную книгу в нечто цветастое, и прочитать её будет в разы сложнее, чем необработанную. Дорожная книга написана своеобразным языком знаков, выработана так называемая лексика роадбука. Все позиции лучше заранее проговорить про себя, чтобы во время гонки максимально ёмко и быстро донести информацию до пилота.

Рассмотрим гипотетическую ситуацию: у нас есть два малознакомых человека, или, может, наоборот, это хорошие друзья, которые готовятся первый раз стартовать в гонке. Исходя из своего опыта, рекомендую вечером перед соревнованием сесть рядом, не обязательно в автомобиль, и попробовать прочитать дорожную книгу примерно так же, как планируете это делать во время гонки. Пилот видит позиции, про которые вы пытаетесь ему рассказать, и говорит, понятно ли ему это. Штурман должен подстраиваться под пилота, если пилоту что-то непонятно, или он хочет, чтобы про какие-то позиции говорили иначе, значит, надо к этому прислушаться.

Навигация в ралли-рейдах принципиально делится на две составляющие. Первая – навигация по дорогам, где расстояние указано от позиции до позиции; и вторая – навигация без дороги, где экипаж, как корабль в океане, идёт курсом, который указал в ДК организатор. К примеру, когда значительная часть спецучастка проходит по лесным дорожкам, то у пилота «замыливается» взгляд и ему кажется, что вся трасса также должна проходить по дорожкам. Сложно бывает вывезти пилота из этого состояния и направить с дороги в степь. А если ваш экипаж ещё и едет первым, то нет следов других экипажей, которые, пусть и не всегда, могут выступать хорошим ориентиром. Пилота лучше заранее в лагере предупредить, что на маршруте будут такие моменты. Места, в которых экипаж должен уйти с накатанной дороги в степь или пески, нужно постараться вычислить с точностью до пяти метров. Если вы свернёте с большой погрешностью, то велика вероятность, что через 3-4 километра курсом вы придёте не в то место, которое нужно.

После того, как вы прочитали позицию, обязательно проконтролируйте, что пилот правильно выполнил указание. Хорошим подспорьем пилоту будет, если вы будете дублировать пилоту направление рукой.

Произошло самое страшное: заблудились. На гонке это один из самых больших страхов. Что делать? Не нужно бояться. Сразу сказать пилоту: «Я не в дорожной книге, мы не туда уехали». Пилот, конечно, может начать орать, возмущаться…. Но зато сразу становится понятно, что ехать дальше нужно только глазами, что впереди – неизвестно. Необходимо немного сбавить темп, понять, откуда вы приехали, и как бы сложно это не было, постараться вернуться в точку, в которой уверены наверняка. Развернуться и ехать обратно лучше не по дороге, а немного стороной, так как за вами могут ехать другие экипажи.

Ответим на самый главный вопрос: зачем всё это нужно. Дорожную книгу штурман готовит для того, чтобы донести до пилота, куда ехать, и как правильно ехать. Обязательно делать дополнительный акцент на важных позициях (например, яма !!!): голосом, криком и так далее. Лучше уточнять у пилота, принял ли он данные, например: «Триста метров – яма три, двести метров – яма три. Алексей (имя пилота), принял яма три?» Пилот отвечает: «Принял». Если ответа нет, возможно, пилот уже не совсем воспринимает ваш голос и это может привезти к аварии. Можно ударить по колену, немного толкнуть, но вывести пилота из состояния транса.

В конце маленькая хитрость: в дорожной книге бывают позиции, которые сложно описать словами (например, вам нужно остановить пилота, чтобы проехать место буквально шёпотом, или позиция с большим количеством поворотов, одна маленькая ошибка – и вы уезжаете не туда, теряя огромное количество времени). Такие позиции бывают крайне редко – раз в день, раз за гонку. Поэтому каждого пилота прошу заранее придумать слово-маркер, которое он услышит и поймёт: ехать надо крайне медленно и внимательно (за мой опыт, такими словами были «слон», «красный», «шкаф»). Непосредственно на трассе я говорю: «500 метров, слон, следи за руками. Пилот понимает, притормаживает, и я веду его, указывая руками, где и когда нужно свернуть».