Инструкция
Готовим к старту мотовездеход

категория N2 (серийные машины, подготовленные участия в соревнованиях по ралли-рейдам)
1/ ВЫБОР ТЕХНИКИ
Если взглянуть на стартовые ведомости соревнований по ралли-рейдам сезона 2025, то вы легко поймете, какую технику предпочитают российские спортсмены.

● Can-Am Maverick R
● Polaris RZR Pro R
● Can-Am Maverick X3

Can-Am Maverick R — отличная мощность даже на стандартном моторе. Есть болячки первых моделей: сложная работа с диагностикой коробки и своеобразный механизм отключения полного привода. С увеличением мощности машина стала тяжелее, что влияет на управляемость.

Polaris RZR Pro R — крепкая машина с надежным ремнем вариатора. Атмосферный 2-литровый мотор, большой вариатор и прочная подвеска делают эту технику сильным соперником.

Can-Am Maverick X3 — уже ветеран ралли-рейдов с понятным и предсказуемым сервисом. Баланс минимального веса и турбомотора все еще конкурентоспособный, особенно на сложном рельефе и в песках.
2/ РЕГИСТРАЦИЯ ТЕХНИКИ
Одним из основных требований участия в соревновании является наличие Свидетельства о государственной регистрации самоходной машины и других видов техники (категория AII).
Зарегистрировать мотовездеход следует в Гостехнадзоре по месту жительства владельца. На административных проверках с вас обязательно спросят этот документ.
3/ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Далее - самый сложный момент. Вам предстоит найти и прочитать Технические требования для подготовки техники. Мы будем гуманны и дадим вам прямую ссылку на сайт РАФ, раздел Документы - Том 2. КиТТ. Здесь для вашего обязательного ознакомления рекомендуем следующие файлы

Приложение 21 к КиТТ
Приложение 21 к КиТТ

Даже если вы не планируете готовить технику самостоятельно, вы все равно должны иметь хотя бы мимолетное представление, что с вас (именно с вас) могут спросить на старте соревнования.
4/ СЕРВИСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕХНИКИ
Если вы решили полностью оставить подготовку техники на аутсорс, и, в целом, меньше заниматься техническими и логистическими вопросами, то на сегодняшний день в нашей стране вам под ключ это смогут сделать большое количество компаний.
  • GoTune.ru (Екатеринбург)
  • Команда ATVARMOR Racing Team (Подольск, Московская область)
  • Профессиональная гоночная команда MOTORACE X TEAM (Москва)
  • ООО «РАЛЛИ-ТИМ» (г. Москва)
  • Ride Hub (RH) (Казань)
  • G-FORCE MOTORSPORT (г. Санкт-Петербург)
  • TRUCK GARAGE Racing team (г. Санкт-Петербург)
5/ ПОДГОТОВКА КАРКАСА БЕЗОПАСНОСТИ
Нет, вы не сможете подготовить каркас самостоятельно. Российской автомобильной федерацией (РАФ) выдаются специальные свидетельства компаниям, которые могут это сделать.

Полный список вы можете найти на сайте РАФ в разделе Комитет спортивной техники (Технические листы - Технический лист РАФ №1. Список сертифицированных РАФ производителей каркасов безопасности)

Вам могут помочь любые производители 1-й категории или производитель 2-й категории, если указано (см. список), что он может это сделать.

Как правило, на наших гонках чаще всего можно увидеть каркасы от:

  • ООО «КВАДРОМЕХАНИКА» (г. Екатеринбург)
  • ООО «АТВАРМОР» (г. Подольск, Московская область)
  • ИП «ДЕЙКИН М.С.» (г. Калуга)
  • ИП «ОПАРИНА М.Г» (тм "АРБ") (г. Санкт-Петербург)
  • ООО «СПОРТТЕХНИКА» (тм "Snag Racing ") (г. Екатеринбург)
  • ООО «РАЛЛИ-ТИМ» (г. Санкт-Перебург)
При выборе производителя обратите внимание: вы можете купить готовый каркас и сами установить его на свою технику.

Или отправить гоночную машину в компанию - производителю каркасов.
Работы в среднем занимает 1,5-2 месяца.

Обратите внимание, что вместе с каркасом (и машиной) вам должны выдать Сертификат каркаса безопасности (он должен быть оформлен в соответствии с требованиями и на фирменном бланке РАФ). Этот сертификат вам нужно всегда брать с собой на спортивное соревнование и быть готовым предъявить на ВТИ (входная техническая инспекция).
В дальнейшем все изменения и переделки в каркасе должны быть отображены в документе от компании-производителя.
В автоспорте, а особенно в той его части, которая касается безопасности, нет мелочей. Любая ошибка при применении систем в случае аварии может привести если не к гибели, то к весьма серьёзным травмам. Я никого не хочу пугать, но всё, что касается безопасности, "пишется кровью". И, увы, это не громкие слова.

Многие весьма свободно относятся к этим требованиям, а потом начинаются истории про сломанные спины и шеи, отбитые внутренние органы и т.д. Если автомобиль на высокой скорости куда-то попадает, возникают значительные перегрузки (физику пока никто не отменял), и если тело спортсмена имеет некую свободу относительно автомобиля, то за счет этой свободы получает дополнительную нагрузку, которую само (тело) собой и вынуждено гасить. Что не всегда у него безболезненно получается. Берегите себя. И хорошо готовьте технику к старту
Алексей Жуков
Технический комиссар, член Комитета спортивной техники Российской автомобильной федерации
6/ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Данный материал подготовлен командой Alpha Race и проверен техническим комиссаром, членом комитета спортивной техники Российской автомобильной федерации Алексеем Жуковым. Если у вас остались вопросы по подготовке техники, вы можете уточнить (но предварительно подумав, что использовали все возможные ресурсы) у Алексея Александровича по email: raf-kst@mail.ru